Словообразовательный анализ слова
Словообразовательный анализ слова — это такой разбор слова, при котором устанавливается производящее слово (1), словообразовательный формант (2) и способ, при помощи которого было образовано разбираемое слово (3). В отличие от морфемного разбора, при разборе данного типа требуется определить только отношения между двумя словами, одно из которых образовано от другого и толкуется через него. В отдельных случаях производящей базой может быть целое словосочетание или фразеологизм (если мы имеем дело со сложными словами, аббревиатурами или сращениями).
При словообразовательном разборе слова следует придерживаться определенного порядка проводимых операций. Алгоритм действий должен быть следующим:
- у анализируемого слова определить тип основы — производная она или непроизводная. Если основа непроизводная (как, например, в словах типа дом, книга, облако), то данный тип разбора невозможен;
- если основа производная, то следует привести разбираемое слово к его начальной (словарной) форме. Т.е. существительные, прилагательные, числительные, местоимения нужно поставить в именительном падеже (для изменяемых по числам — в единственном числе, для изменяемых по родам — в мужском роде), спрягаемые формы глагола, причастия и деепричастия нужно поставить в форме инфинитива (неопределенной форме). Это нужно, чтобы не спутать словообразование с формообразованием, т.е. чтобы не решить, что подпрыгивая образовано от подпрыгивать, а засыпающий — от засыпать;
- к анализируемому слову подобрать производящее слово (или сочетание слов), ближайшее по форме (однокоренное) и связанное с ним по значению;
- выделить основы обоих слов — производную и производящую;
- определить словообразовательный формант в исследуемом слове и выделить его, помня, что иногда он может состоять из нескольких средств;
- определить словообразовательный способ;
- указать, используются или нет морфонологические процессы (чередования звуков, изменение места ударения, наложение морфем друг на друга и т.п.); если да, то назвать и объяснить их. Материал с сайта //iEssay.ru
Бывают случаи, когда у производного есть несколько производящих слов (такие слова называют полимотивированными), и тогда производное будет иметь несколько словообразовательных структур: так, глагол ветреничать можно рассматривать как образованный от прилагательного ветреный при помощи суффикса -ича- или как образованный от существительного ветреник при помощи суффикса -а- с использованием чередования к/ч.
При данном типе анализа необходимо обращать внимание как на форму, так и на значения слов: бывает, что внешне одинаковые производные имеют разное словообразовательное значение и относятся к разным словообразовательным типам: так, слова шутник, садовник и ключник, хотя и образованы при помощи одного и того же суффикса -ник, относятся к разным типам, поскольку мотивированы разными частями речи — глаголом (шутить), прилагательным (садовый) и существительным (ключ).