Тема: Лингвистические термины и определения

Речь

Речь — процесс говорения, протекающий во времени, осущест­вляемый в звуковой или письменной форме.

Речь обычно характеризуют, противопоставляя её языку (как частное — общему). Речь понимается как материальное воплощение, употребление языковой системы в процессе коммуникации. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактному и вос­производимому языку. Речь субъективна, поскольку является видом свободной творческой деятельности индивида. Таким образом, речь всегда имеет автора, который выражает свои мысли и эмоции, поэтому индивидуальный характер — важнейший признак речи, а речевое по­ведение — существенная характеристика личности.

Речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспри­нимаемых органами чувств (слухом, зрением). Устная речь характе­ризуется темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкостью, акцентом и т.п.

Речь вариативна, допускает элементы неупорядоченного и случай­ного. Речь может быть охарактеризована через указание на психоло­гическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику, к пред­мету сообщения.

Речь линейна: она развертывается во времени и реализуется в про­странстве. Речь контекстно и ситуативно обусловлена.

Результатом речи является текст. Он представляет собой одно или несколько предложений, связанных друг с другом, выстроенных в определенной последовательности и объединенных в единое целое общей темой. Между предложениями в тексте устанавливаются разные смысловые отношения: противопоставление, пояснение, цель, усло­вие. Для связи предложений в тексте могут быть использованы особые синтаксические средства: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложений), эллипсис (пропуск элемента текста, который может быть восстановлен в данном контексте) и др. Материал с сайта //iEssay.ru

Речь как одна из форм человеческой деятельности интересует не только филологов, но и философов, психологов, логопедов, социологов, специалистов по теории коммуникации и информации. Ученые иссле­дуют роль речи в формировании сознания и проявлениях подсознатель­ного, изучают процессы развития детской речи, механизмы речеобразо- вания, возникновение речевых ошибок и различных нарушений речи.

Таким образом, речь является реализацией, материальным вопло­щением языка, который только через неё может выполнять свою основ­ную функцию — служить средством общения людей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Пунктуация Лингвистические термины и определения Речь