Речь
Речь — процесс говорения, протекающий во времени, осуществляемый в звуковой или письменной форме.
Речь обычно характеризуют, противопоставляя её языку (как частное — общему). Речь понимается как материальное воплощение, употребление языковой системы в процессе коммуникации. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактному и воспроизводимому языку. Речь субъективна, поскольку является видом свободной творческой деятельности индивида. Таким образом, речь всегда имеет автора, который выражает свои мысли и эмоции, поэтому индивидуальный характер — важнейший признак речи, а речевое поведение — существенная характеристика личности.
Речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых органами чувств (слухом, зрением). Устная речь характеризуется темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкостью, акцентом и т.п.
Речь вариативна, допускает элементы неупорядоченного и случайного. Речь может быть охарактеризована через указание на психологическое состояние говорящего, его отношение к собеседнику, к предмету сообщения.
Речь линейна: она развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь контекстно и ситуативно обусловлена.
Результатом речи является текст. Он представляет собой одно или несколько предложений, связанных друг с другом, выстроенных в определенной последовательности и объединенных в единое целое общей темой. Между предложениями в тексте устанавливаются разные смысловые отношения: противопоставление, пояснение, цель, условие. Для связи предложений в тексте могут быть использованы особые синтаксические средства: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложений), эллипсис (пропуск элемента текста, который может быть восстановлен в данном контексте) и др. Материал с сайта //iEssay.ru
Речь как одна из форм человеческой деятельности интересует не только филологов, но и философов, психологов, логопедов, социологов, специалистов по теории коммуникации и информации. Ученые исследуют роль речи в формировании сознания и проявлениях подсознательного, изучают процессы развития детской речи, механизмы речеобразо- вания, возникновение речевых ошибок и различных нарушений речи.
Таким образом, речь является реализацией, материальным воплощением языка, который только через неё может выполнять свою основную функцию — служить средством общения людей.