Орфоэпия
Орфоэпия (греч. orthoepeia, от orthos — правильный и epos — речь)
1. Раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, связанное с образованием грамматических форм.
Орфоэпические нормы русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в первой половине XVII в. как нормы московского говора, которые с течением времени стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сформировались во второй половине XIX в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Современные произносительные нормы русского литературного языка включают в себя как черты московского, так и ленинградского (петербургского) произношения.
Орфоэпическая норма, в отличие от орфографической, не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В ряде случаев допускается сосуществование нескольких равноправных вариантов, где, как правило, один является ведущим или более желательным. Так, правильным считается как произношение е[ж’ж]у, ви[ж’ж]ать, по[ж’ж]е с мягким долгим звуком [ж’], так и е[жж]у, ви[жж]атъ, по[жж]е — с твердым долгим; правильно до[ж’ж]и и до[жд’]и, ба[с’]ейн и ба[с]ейн, [д]верь и [д']верь, п[о]эзия и п[а]эзия.
Орфоэпические нормы устанавливаются лингвистами — специалистами в области фонетики, которые принимают во внимание самые разные факторы: распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка, связь с традицией и др.
2. Система правил произношения, соответствующих литературным нормам и обеспечивающих единство звукового оформления языка.
Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, особенности произношения заимствованных слов, вопросы правильного ударения в словах.
Некоторые основные правила русского литературного произношения: Материал с сайта //iEssay.ru
- аканье, то есть произношение звука [а] на месте буквы о в безударных слогах: в[а]да, с [а]рока;
- оглушение звонких согласных в конце слова, а также перед глухими согласными: сне[к], ло[т]ка, [ф]торник.
- согласные 'ж', 'ш', ц произносятся всегда твердо, а 'ч' и 'щ' — всегда мягко: [жы]знъ, [шы]на, [цы]фра, [ч’]асы, ово[ш’]ной.
Правила орфоэпии регулируют постановку ударения в русских словах, поскольку ударение в русском языке подвижное и разноместное. Например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звонишь, звонит, созвонимся.
С течением времени произношение некоторых слов может существенно меняться, что приводит к изменению правил орфоэпии.