Экономической основой западноевропейского средневекового города было ремесло. Ремесленники одной или нескольких родственных профессий о
Тема: Средневековые города западной Европы

Ремесло в средневековом городе. Цеха

Экономической основой запад­ноевро­пей­ского средневекового города было ре­месло. Ремесленники одной или нескольких родственных профессий объединялись в цеха. Этому способствовало несколько причин: во-первых, вместе ремесленникам было легче защищаться от своеволия феодалов; во-вторых, цеха имели больше возможностей бороться с конкуренцией пришлых ремесленников. В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательным условием. Главная функция цехов — контроль над производством и продажен ремесленных изделий.

Первые цеховые организации возникли в Италии уже в X в., во Франции, Ан­глии и Германии — в XI-XII вв. Сначала цехов было немного. Однако со временем их количество существенно выросло. Цеха были самыми разнообразными. Одни изготовляли продукты питания (пекари, мясники, пивовары), другие производили ткани, одежду, обувь (ткачи, портные, сапожники). Особенно уважаемыми были цеха по обработке железа и древесины (кузнецы, столяры, плотники).

С развитием производства цеха начали дробиться. Например, цех кузнецов раз­делился на цеха: оружейников, жестянщиков, ножовщиков и др. Из цеха оружей­ников выделились ещё более узкие ремёсла для производства шлемов, лат, мечей, копий и т. п. Существовали даже ещё более мелкие цеха, как, скажем, цех производителей кошельков для подачи милостыни нищим в Париже или же цех вышивальщиков гербов в Кёльне. В конце XIII в. в Париже работало свыше 130 цехов, объединяющих около 5 тысяч ремесленников.

В XIV-XV вв. цеха разделяются на богатые («стар­шие», или «большие») и бедные («младшие», или «малые»). Цеха, недавно образованные, были намного беднее цехов, основанных десятилетием или столетием ранее. Ощутимой была и разница в предмете производ­ства и продажи, т. е. гончар не мог иметь таких прибылей, как ювелир, изделия которого покупали богачи. Поэтому иногда старшие цеха подчиняли себе младшие.

Заниматься ремеслом в собственной мастерской мог только человек, имевший звание мастера. За собственные деньги мастер покупал необходимое оборудование, сырьё и изготовлял изделие полностью. У мастера были помощники: подмастерья и ученики.

Важнейшие вопросы жизнеобеспечения цеха решались на общих собраниях мастеров, которые считались главным органом управления. Здесь принимали устав, регулировавший функционирование цеха. За соблюдением норм и по­рядка в цехах следили старшины, избираемые из мастеров.

Кузнецы. Средневековые миниатюры

Согласно уставу, каждому мастеру позволялось иметь строго определенное ко­личество инструментов и станков, подмастерьев и учеников. Запрещалось работать ночью и в праздничные дни. В канун праздников рабочий день сокращался. В уставе указывалось, какое количество сырья закупать и сколько продукции производить. Запрещалось иметь слишком большие запасы сырья, чтобы в случае его избытка экономный мастер не воспользовался непредвиденными прибылями.

Большое внимание уделялось качеству товара. Если ремесленник изготовлял не­качественные изделия, это позорило весь цех, поэтому безответственных мастеров наказывали. Например, в Лондоне пекаря, сэкономившего на муке и продавшего ковригу, не установленного цехом веса, сажали в клетку и возили по городу всем на посмешище. А в Париже некачественные товары выставляли у позорного столба.

XIII в. Из устава парижских производителей оловянной посуды

1. Каждый, кто хочет быть в Париже производителем оловянной посуды, может сво­бодно им быть, чтобы только хорошо и честно работал, и может он иметь столько подмастерьев и учеников, сколько захочет.

2. Никто из производителей оловянной посуды не может работать ночью или в праздничные дни, когда весь город празднует; а кто так учинит, обязан заплатить королю 5 су штрафа, поскольку ночное освещение недостаточно для того, чтобы он мог хорошо и честно заниматься своим ремеслом.

3. Производитель оловянной посуды по праву должен создавать всевозможные из­делия своего ремесла лишь из доброкачественного сплава, как дело этого требует; если же делает иначе, теряет изделие и платит королю 5 су штрафа.

5. Никто не может и не должен продавать старые оловянные изделия как новые; а когда кто так учинит, должен королю 5 су штрафа.

Цеха были тесно связаны с жизнедеятельностью городских ремесленников. Каждый цех имел свое помещение, для проведения собраний, заседаний старши­ны, организации пиров и хранения казны, пополнявшейся за счёт взносов и штра­фов. Цеха могли оказать помощь сиротам или вдовам умерших мастеров. Они также сооружали церковь или часовню в честь святого — покровителя ремесла.

Висячий замок с ключом. Богемия. XVII в.

После победы коммунального движения все рычаги правления перешли в руки патрициата. Цеха же, укрепив свои позиции, вступили с ним в борьбу. Они требовали, чтобы их представители допускались в городской со­вет. Начались гак называемые «цеховые» революции за власть в городе. Там, где городское ремесло было разви­то слабее, чем торговля, побеждал патрициат (Гамбург, Любек, Бремен и др.). В городах с высоким уровнем раз­вития ремёсел побеждали цеха (Кёльн, Базель, Флорен­ция). Но и в этом случае доступ к власти имели далеко не все ремесленники, а только самые богатые цеха. Материал с сайта //iEssay.ru

Каждый ремесленник хранил в тайне секрет соб­ственного мастерства. Именно поэтому родители были вынуждены отдавать детей в «науку» к мастеру. Срок учебы, в зависимости от слож­ности ремесла, длился от 2 до 8, а в отдельных цехах - даже до 12 лет. За обучение платили. Мастер распоряжался учеником по своему усмотрению, сваливая на его плечи ещё и работу по хозяйству. После завершения обучения, усвоив основы ре­месла, ученик становился подмастерьем. Теперь его положение несколько менялось. За свой тяжелый труд, иногда по 16 часов, он получал мизерную зарплату. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был заплатить вступительный взнос в казну цеха, а также изготовить и подать на рассмотрение мастеров шедевр — изысканное и дорогое изделие своего ремесла. Если экзамен был сдан, подмастерье за собствен­ные средства угощал всех членов цеха и становился его полноправным членом.

XV в. Из устава любецких золотарей

...Кто хочет занять место самостоятельного мастера в цехе, должен (кроме выпол­нения многих других требований) сделать такие вещи: золотой перстень ажурной работы, английский браслет, браслет, что дарится при обручениях, с гравировкой и чернением, и кольцо для рукоятки кинжала. Эти вещи он должен подать старшинам и старейшим членам цеха.

Понятно, что не все подмастерья имели средства для изготовления шедевра и организации застолья. Кроме того, пытаясь защитить себя от конкуренции, мастера ограничивали доступ подмастерьев в цех. Полноправными членами цеха могли стать разве что сын или зять мастера. Так образовывалась прослойка «вечных под­мастерьев». В XIV-XV вв. происходило постепенное «замыкание цехов». Для за­щиты своих интересов подмастерья создавали особенные союзы — братства.

Цеха на ранней стадии своего существования сыграли чрезвычайно важную роль в развитии ремесла. Однако запрет на нововведения и технические усовершенство­вания со временем привели к торможению процесса производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • изысканное и дорогое изделие своего ремесла
  • реферат на тему ремесло в средневековом городе
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Развлечения и досуг детей в средневековой Европе История средних веков Стремление города Лаона к независимости